Как стать Богатым, Успешным и Счастливым!

Избавьтесь от чувства вины и вы добьетесь многого

Вы чувствуете свою вину? Это хорошо! Но избавьтесь от этого чувства.

Чувство вины – это хорошо. Каждый человек, плохой или хороший, временами испытывает чувство вины. Это результат «тихого внутреннего голоса», говорящего с вами. «Тихий внутренний голос» — это ваша совесть.

А теперь задумайтесь ненадолго. Что случилось бы, если бы никто не испытывал чувства вины из-за дурных поступков? Тот, кто не испытывает чувства вины из-за совершенного зла, не может отличить добро от зла – его не научили делать это различие. Или он безумен.

У многих чувство вины наследственное. Другие его приобретают.

Мы знаем, что, когда унаследованные чувства и эмоции подавляются обществом, в котором живет человек, часто возникает душевный конфликт; и у людей в одном окружении может быть совершенно иной этический кодекс, чем в другом. Но в каждом случае индивид усваивает определенные этические нормы, и нарушение их приводит к чувству вины.

Однако в некоторых случаях нарушение моральных стандартов общества — это хорошо, потому что плохи сами стандарты.

Повторим: чувство вины — это хорошо. Оно мотивирует человека к обретению более высоких моральных качеств, к достойным мыслям и действиям.

Жил некогда человек, который ненавидел и безжалостно преследовал представителей религиозного меньшинства. Но у него возникло чувство вины. И мир знает, что он загладил причиненное им зло, когда чувство вины подвигло его на праведные деяния. Он стал великим евангелистом. И его мысли, слова и поступки внесли великий вклад в то, что за последние две тысячи лет мир изменился. Звали этого человека Саул из Тарсиса.

Был также человек, которого чувство вины за то, что он считал неправедным в своей жизни, подвигло на действия. В тюрьме он написал книгу. Эта книга стала классическим пособием для воспитания благородства характера и постижения красоты жизни, Звали его Джон Беньян.

Был также грешник, о котором мы рассказали в главе пятнадцатой. Он пожертвовал полмиллиона долларов «Чикагскому клубу мальчиков» и миллион долларов — своей церкви. Он сделал это, чтобы загладить часть своей вины. Он дал эти деньги, чтобы помочь детям избежать тех ловушек жизни, в которые попадал сам.

Даже такой благодетель человечества, как Альберт Швейцер, действовал под влиянием чувства вины. Он считал себя виноватым в том, что не выполнил свой долг перед другими людьми. И поскольку он мог, но не делал подлинно достойного, — чувство вины побудило его начать свою великую миссию.

Теперь вы видите, что чувство вины в комбинации с ПУ — это хорошо! Но иногда чувство вины соединяется с ОУ. И тогда это плохо.

Ибо не каждое чувство вины приносит благотворные результаты. Если у индивида возникает чувство вины и он не избавляется от него с помощью ПУ, результаты могут быть плачевными.

Великий психолог Зигмунд Фрейд говорит: «Чем дальше продвигается наша работа и чем глубже наши знания душевной жизни невротических пациентов, тем яснее становятся два фактора, которые заслуживают пристального внимания как источники сопротивления… Их можно подвести под один термин — «потребность бьпъ больным» или «потребность страдать»… Первый из этих факторов — чувство вины или сознание вины…»

Зигмунд Фрейд был прав. Чувство вины часто заставляет людей разрушать свою жизнь, калечить тело или причинять себе другие страдания, чтобы искупить свою вину. К счастью, сегодня такие методы практикуются редко. В цивилизованных странах они вообще запрещены. Но можно найти их дубликаты. Ибо сознание может не испытывать чувство вины, когда его испытывает подсознание.

А подсознание ничего и никогда не забывает.

И использует свои возможности так же эффективно, как сознание. Оно удовлетворяет потребности индивида, который не избавился от чувства вины с помощью ПУ. Оно заставляет его болеть. Оно заставляет его страдать.

Чувство вины может научить вас сочувствовать другим. Сочувствие другим — качество, которое все мы должны развивать. Новорожденный младенец не думает об удобствах кого-нибудь, кроме себя. Он хочет то, что хочет и когда хочет. Однако понемногу он начинает понимать, что существуют и другие и до определенной степени нужно думать и об их желаниях. Но эгоизм — распространенная человеческая особенность, и воздействовать на ее можно лишь целенаправленными усилиями. Когда мы вырастаем настолько, чтобы понять, что это нехорошая черта, — мы, проявляя эгоизм, испытываем чувство вины. Это хорошо, потому что заставляет нас дважды подумать, когда возникает возможность выбирать между собственным удовольствием и интересами других людей.

Шестилетний внук Томаса Ганна гостил у него в Кливленде, штат Огайо. Каждый вечер малыш бежал на угол квартала, чтобы встретить дедушку, возвращающегося с работы. И дедушка был счастлив. И когда встречался с малышом, вручал ему коробочку конфет.

В тот вечер мальчик встретил дедушку на углу возбужденным вопросом: «Где мои конфеты?» Пожилой джентльмен постарался скрыть свои чувства. «Ты встречаешь меня каждый вечер, — он помолчал, прежде чем продолжать, — только чтобы получить конфеты?» И протянул мальчику коробочку, достав ее из кармана. До самого дома больше ничего не было сказано. Мальчику стало стыдно. Он почувствовал себя виноватым. И не стал есть конфеты. Они больше не казались ему желанными. Он причинил боль тому, кого любил.

Когда вечером шестилетний мальчик и дедушка вслух читали молитву, малыш добавил к ней: «Боже, пусть дедушка знает, что я его люблю».

Угрызения совести мальчика — это хорошо. Почему? Потому что они заставили его действовать, чтобы избавиться от чувства вины и искупить совершенное.

Чтобы избавиться от чувства вины — искупите ее. Чувство вины может возникнуть по самым разным причинам. Но оно всегда приносит с собой сознание долга, который необходимо вернуть.

Это прекрасно иллюстрирует пример молодого врача из романа Ллойда С, Дугласа «Великолепная одержимость». Герой этого романа считал себя в долгу перед всем миром, потому что его жизнь была спасена ценой жизни великого нейрохирурга, бывшего настоящим благословением для всех.

И чувство вины заставило молодого человека стать нейрохирургом такого же калибра, как тот человек, чью жизнь он загубил. Из дневника умершего молодой человек усвоил философию жизни, которая помогла ему развить великолепную одержимость. И вот, благодаря своему чувству вины, он тоже стал достойной личностью.

Каждая история — это история конкретного человека В газетах вы ежедневно читаете чьи-нибудь истории. Вроде истории Джима Во, чья жизнь была спасена, потому что он принял решение избавиться от чувства вины. И начал действовать.

Чтобы избавиться от чувства вины — действуйте! Иногда люди запутываются в паутине дурных поступков, и кажется, что они не могут из нее высвободиться. И перестают даже пытаться. Они запутываются все сильнее и сильнее, и для освобождения им требуются уже невероятные усилия. Именно так произошло с Джимом Во.

Джим Во буквально был обязан жизнью своему решению зачеркнуть прошлое, но решение это он принял, когда за спиной была уже тьма грехов. Много лет Джим нарушал заповеди. Казалось, он стремится нарушить их все — одну за другой. Первой он нарушил заповедь «Не укради». Тогда он еще учился в колледже. Однажды он украл 92 доллара 74 цента; отправился в аэропорт, купил билет и улетел во Флориду. Немного погодя он украл снова, на этот раз участвуя в вооруженном грабеже. Его схватили и посадили в тюрьму. Но очень скоро он попал под амнистию и смог записаться в армию. Однако и в армии он продолжал попадать в неприятности. В приговоре военного трибунала говорится: «…За присвоение гОУдарственного имущества…»

Так пошло и дальше. Джим Во продолжал опускаться все ниже. Чем чаще он совершал правонарушения, тем сильнее становилось его чувство вины. Вина вела к новой вине, а также к лжи и обману, чтобы скрыть ее. Скажем точнее: сознательно Джим никакой вины не ощущал — сознательное чувство вины у него притупилось и заглохло. Но совсем другое дело — подсознание. Там накапливалось чувство вины, причем сам Джим этого не осознавал.

И, как часто приходится читать в газетах, потребовалось нечто чрезвычайное, чтобы обнажить это чувство.

Спустя некоторое время Джим демобилизовался; он женился, переехал в Калифорнию и открыл сдое дедо, стал консультантом по электронике. Однажды человек, которого все звали просто Энди, пришел к Джиму и предложил выигрывать на гонках с помощью электронного приспособления. Через несколько недель Джим уже был тесно связан с криминальным миром. Он ездил в машине ценой девять тысяч долларов. У него был прекрасный дом в пригороде и столько дел, что он не успевал все их проделать.

Однажды Джим поссорился с женой. Она спрашивала, откуда у него столько денег, а он не отвечал. Тогда она заплакала. Джим не выносил слез жены, потому что любил ее. Джима начала мучить совесть. Ему хотелось успокоить жену, и он предложил съездить на пляж. По пути туда они попали в пробку: сотни машин старались попасть на площадку, где что-то готовилось.

— Смотри, Джим, — сказала Элис. — Это Билли Грэм. Пойдем. Это должно быть интересно.

Джиму по-прежнему хотелось успокоить жену, и они пошли на проповедь. Но вскоре он начал волноваться: ему показалось, что Грэм обращается непосредственно к нему. Совесть так начала мучить Джима, что у него возникло ощущение, словно он остался один в аудитории.

Темой проповеди Грэма было «Какая выгода человеку, если он приобретет весь мир, но потеряет душу?»

Грэм говорил:

— В аудитории находится человек, который слышал все это и раньше, но чье сердце окаменело. Гордость мешает ему согнуть голову, и он намерен уйти, не приняв решение. Но это будет его последний шанс.

Его последний шанс? Джима эта мысль поразила. Возможно, у него появилось предчувствие, А может, он просто был готов. Но что говорит проповедник?

Грэм приглашал шагнуть вперед. Он хотел, чтобы слушатели сделали шаг вперед, символизирующий их решение. «Что со мной, — удивился Джим. — Почему мне хочется плакать?» Неожиданно он услышал собственные слова: «Идем, Элис».

Элис послушно прошла к проходу и повернула к выходу. Джим, который шел за ней, схватил ее за руку.

— Нет, дорогая, — сказал он. — Сюда…

Много лет спустя, когда жизнь Джима совершенно изменилась, он выступал с речью в Лос-Анджелесе. И рассказал о своих прошлых связях с преступным миром. Рассказал, что в тот день, когда принял решение, должен был лететь на встречу в Сент-Луис.

— Но я так и не добрался до Сент-Луиса, — сказал он. – Я набрался мужества, чтобы повернуть.

В той речи Джим рассказал и о том, как благодарил Бога, просил прощения и постарался искупить свои грехи. Он подчеркнул свою приверженность золотому правилу.

После выступления к нему подошла женщина и сказала:

— Мистер Во, мне кажется, вам кое-что нужно знать. В то время, когда вы должны были лететь в Сент-Луис, я работала в мэрии. И в тот день по телетайпу было получено сообщение от ФБР. В сообщении говорилось, что вас, мистер Во, в Сент-Луисе, ждет конкурирующая преступная группировка. И вас должны там застрелить.

Рекомендуемая формула для избавления от вины. Ваш собственный «последний шанс» может бьпъ не таким драматичным. Тем не менее в истории Джима Во содержится поучительный урок. Как Джим сумел избавиться от чувства вины? Он сделал это по образцу, которому можете следовать и вы. Это можно назвать своего рода формулой.

…Прежде всего внимательно прислушайтесь, когда услышите совет, лекцию или вдохновенную проповедь, способную изменить вашу жизнь.

…Мысленно оцените свои блага и поблагодарите за них Бога. Почувствуйте искреннее сожаление и попросите прощения. Когда осознаешь дарованные тебе блага, нетрудно искренне пожалеть о совершенных дурных поступках. И раскаяться. И тогда у вас появится смелость просить прощения у Бога.

…Вы должны сделать первый шаг вперед. Это важно, поскольку в данном случае физическое действие является символом того, что вы приняли решение, которое изменит вашу жизнь. Когда Джим сделал свой шаг, он во всеуслышание объявлял, что жалеет о своем прошлом и готов изменить жизнь.

…Вы должны сделать и второй шаг, немедленно начав искупать все свои дурные дела.

…И далее самый важный шал примените золотое правило -поступать по отношению к другим так, как хотите, чтобы поступали по отношению к вам. Это должно быть легко. Потому что, когда вас вновь начнет искушать стремление к злу, вы услышите «тихий внутренний голос». И когда это произойдет, остановитесь и прислушайтесь. Снова оцените свои блага. Поставьте себя на место другого человека. И тогда принимайте решение делать то, что бы вы сделали, оказавшись на его месте.

Такова формула избавления от чувства вины. Если искушение по-прежнему колеблет вас, если чувство вины мешает вам использовать конструктивно свою энергию, — усвойте план освобождения от вины. Примените его в своей жизни. И идите к успеху.

Наша книга советует вам использовать силы своего сознания и подсознания, чтобы:

• Искать истину.

• Нацеливать себя на конструктивные действия.

• Заставлять себя стремиться к высоким идеалам, к физическому и душевному здоровью.

• Жить разумно в своем обществе.

• Воздержаться от того, что может причинить кому-то вред.

• Стремиться стать тем, кем вы хотите быть, независимо от того, кто вы сейчас и кем были раньше.

Все, что мешает вам достигать благородных целей в жизни, должно быть устранено. И потому вы обязаны различать добро и зло и знать, что есть добро и что есть зло в данных обстоятельствах и в данное время.

Вы знакомы с десятью заповедями, с золотым правилом и с другими основополагающими принципами добра в обществе, в котором вы живете. И если вы решитесь придерживаться этих норм, они приведут вас к желанным целям.

«Одно дело — знать цель, и совсем другое — двигаться к ней», — пишет монсеньор Фултон Дж. Шин в своей книге «Достойная жизнь». Выберите свою цель! Двигайтесь к ней! Направляйте свои мысли, контролируйте чувства, действуйте — и вы достигнете цели. Вы можете найти ответ, который сейчас ищете. Как? Существенную помощь вам окажет способность «поймать характер».

Поймать! «Характер — это то, что ловится. Ему нельзя научить», — говорит Артур Бергер, исполнительный директор

«Бостонского клуба мальчиков». Это цитата из статьи в «Ридерс Дайджест», озаглавленной «Членами клуба являются четыреста тысяч мальчиков».

Слово «поймать» имеет два значения: 1) подвергнуться воздействию окружения (поймать болезнь, обычно это подсознательная реакция) и 2) «схватить и удержать» (сознательное действие).

Эффективный способ «поймать характер» — поместить себя или ваших детей в окружение, которое развивает желательные мысли, мотивы и привычки. Если через некоторое время выяснится, что избранное вами окружение недостаточно эффективно, внесите поправки в план и смените окружение.

Но характер можно и «лепить», ваять, как это делает скульптор. И если бы родители больше времени уделяли воспитанию детей, формированию их характера — и наставлением, и собственным примером, — их дети глубоко усваивали бы качества, необходимые для достижения успеха.

Что порождает подростковую преступность? Э.Э. Бауэрмайстер, директор Калифорнийского института обучения в Чино, штат Калифорния, пишет: «Наша молодежь нуждается в руководстве, чтобы научиться отличать добро от зла И это руководство она должна получать дома Когда мы говорим о подростковой преступности, следовало бы переименовать ее и назвать истинно за нее ответственных. Сегодня в Америке мы имеем дело с родительской преступностью. Родители не выполняют своих обязанностей и не справляются со своей ответственностью.

Каждый человек рождается с потенциально хорошим характером…»

Дж.Эдгар Гувер говорил: «Вы можете прочесть множество томов о причинах преступности, но на самом деле преступность порождается отсутствием только одного — сознания моральной ответственности со стороны некоторых людей».

А не хватает людям сознания моральной ответственности потому, что у них нет чувства вины. Они не выковывают собственный характер, их совесть притупилась и не руководит ими. И поскольку моральный облик многих родителей невысок, могут ли дети получить должное воспитание?

Когда один принцип вступает в противоречие с другим…

Иногда очень нелегко решить, следует ли сказать да или нет. Потому что ответ на этот вопрос может быть связан с противоречием двух принципов. Рано или поздно каждый

человек сталкивается с таким конфликтом и должен принимать решение. Он должен выбирать между тем, что хочет, и тем, что обязан сделать; между тем, что хочет, и чего ожидает от него общество.

И такой выбор приходится делать между принципами, — такими, как любовь, долг и верность. Например: любовь и долг по отношению к родителям вступают в противоречие с любовью и долгом по отношению к мужу или жене; верность индивиду вступает в противоречие с верностью другому индивиду; верность индивиду противоречит верности организации или обществу.

Проиллюстрируем это историей торговых агентов, которые работали у Джорджа Джонсона. Эти люди столкнулись с конфликтом между верностью одному индивиду и верностью другому индивиду и организации, которую он представлял.

Джордж Джонсон обучил, вдохновил и финансировал продавца, которого мы назовем Джоном Блеком. Джордж полностью доверял Блеку. Блек ему нравился. И он дал ему шанс. Позволил ему обслуживать своих лучших клиентов, делавших самые крупные покупки. В контракте говорилось, что в случае прекращения его действия продавец не должен причинять ущерб компании или вмешиваться в проводимые ею операции. Мистер Джонсон дал Блеку книгу «Думай и богатей». И книга побудила Джона к действиям, – увы, к дурным действиям! Джон не прочел неписаные правила. Его интересовали только деньги. И он считал, что цель оправдывает средства. Из-за своих негативных установок он укоренил в себе отрицательный склад ума.

Он говорил: «Джордж Джонсон мне как отец. Я действительно думаю о нем как об отце». Но в то же время втайне он планировал передать клиентов компании и заключенные сделки конкурентам – ради обещанных ему денег.

Джона радушно принимали в домах других агентов. Потому что эти агенты не подозревали о его мыслях и планах. Приходя к ним, он рассчитывал на их честность и приличия. Приличный человек не нарушит данное слово и не выдаст тайну. Он начинал так:

- Не хотите ли удвоить свои доходы? И обрести прочное место и обеспеченность?

Ответом обычно было:

— Звучит неплохо! Но как это сделать? Тогда Блек говорил:

— Я не хочу, чтобы что-нибудь нам помешало. И скажу, только если вы дадите слово нести, что никому не расскажем те. Даете такую клятву?

И когда слышал в ответ «да», начинал соблазнять перейти к конкурентам. А совесть собеседника старался нейтрализовать поклепами на Джонсона и компанию в целом.

Собеседники оказывались в ловушке. С одной стороны, они дали Джону честное слово никому не рассказывать о том, что он делает. С другой стороны, они знали, что его действия наносят вред их нанимателю. А они были верны Джорджу Джонсону и представляемой им организации.

У агентов хватило мужества стряхнуть паутину с рассуждений Джона и сказать ему, что его замыслы нечистоплотны. А когда он не отказался от них, они знали, что нужно делать. Они сообщили Джорджу Джонсону все факты. Они выбрали верность своему нанимателю. Как выразился однажды Авраам Ликольн, они решили «встать с тем, кто прав; стоять с ним, когда он прав, и расстаться с ним, когда он не прав».

Принимая это решение, агенты проявили свой истинный характер. Они продемонстрировали свою твердость, честность и верность. Они знали, как выбирать между добром и злом, когда верность слову вступает в конфликт с верностью порядочности и чести. Замыслы Джона потерпели крах.

Такие конфликты встречаются часто. И в своей жизни вам не раз придется сталкиваться со случаями, когда один принцип противоречит другому. Каким будет ваше решение? Возможно, вам поможет следующее:

Делайте то, что не вызовет у вас чувство вины. Это правильное решение. И чтобы облегчить себе выбор, проделайте анализ составляющих успеха, как это указано далее.



« ||| »
В рубриках: Успех

 

Оставьте комментарий

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.