Как стать Богатым, Успешным и Счастливым!

Коммуникация как функция управления

Ситуация, формирующаяся в коллективе в процессе рабо­ты, во многом зависит от качества коммуникации между его членами. «Ошибочное коммуникационное поведение является одним из самых распространенных факторов, не­гативно влияющих на производственную деятельность». «К типичным признакам, характеризующим неправиль­ную форму коммуникационного общения между сотрудни­ками производственного коллектива, относятся:

- неудовлетворенность собственным положением в кол­лективе;

- возникающие в коллективе различного рода интриги;

- накапливающиеся «невысказанные» обиды;

- нарочитое стремление к выискиванию ошибок и прома­хов в работе коллег;

- неясность в отношениях».

Коммуникация должна осуществляться как сверху вниз, так и в противоположном направлении, с возможно боль­шим числом разветвлений «вширь» и базироваться на четких, недвусмысленных высказываниях и заметной, адекватной реакции на них.

Одним из важнейших видов коммуникации является уст­ное общение между сотрудниками, позволяющее решать многие задачи. «Наряду с использованием чисто автома­тической кооперативной техники ведения разговора (инициализация собеседника, прямые вопросы, обосно­вание высказанного, обозначение собственной позиции, ответы на заданные вопросы, их аргументация и т.д.) следует также проявлять непосредственную кооператив- ность в процессе взаимоотношений, т.е. ясно заявлять о своих подлинных намерениях и интересах, не скрывать ошибки и просчеты, открыто говорить о них, обсуждать эмоционально обусловленные темы на соответствующем им эмоциональном уровне, иначе говоря, демонстриро­вать свое адекватное отношение к собеседнику».

В идеале коммуникационное взаимодействие между со­трудниками в процессе работы должно быть безупречным. Чтобы согласиться с объективностью этого утверждения, достаточно взглянуть хотя бы на список имеющихся в рас­поряжении коммуникационных возможностей: «подведе­ние итогов, оценка деятельности, обращение, собеседова­ние при найме на работу, доведение до сведения распоряд­ка работы, постановка задач, помощь в повышении квали­фикации, объявления, связанные с работой замечания, премирование, совещания, обсуждения, доклады по кад­рово-социальным вопросам и об экономическом положе­нии, осмотры предприятия, ведение производственной хроники, первичное ознакомление сотрудников с предпри­ятием, составление и использование производственных справочников, обсуждения и переговоры в рамках произ­водственного совета, составление коллективного договора, собрания производственного коллектива, обсуждение слу­жебных обязанностей, использование диктофонной техни­ки, обсуждение дисциплинарных проступков, анализ про­изводственной документации, вводные курсы, предостав­ление рекомендаций, индивидуальные беседы, специаль­ные доклады, общение по телефону, составление и исполь­зование справочников о фирме, листовок, различного рода формуляров, организация досуга, обсуждение деятельно­сти руководства, обучение руководящих кадров, инфор­мирование руководства, составление производственных отчетов, использование наглядных средств, групповые со­вещания, составление и использование справочников для руководства, рекламных листков, информационные сооб­щения по предприятию, выпуск производственной газеты, информационные курсы и собрания, внутрипроизводст­венная реклама, вручение юбилейных адресов, проведение конференций, взаимодействие с профсоюзами, краткие со­общения и отчеты, использование громкоговорящей связи, анализ производственных показателей, составление и ис­пользование памятных записок, информационных лист­ков, совещания сотрудников, обучение персонала, личная переписка, личная беседа, подготовка кадров, использова­ние плакатов и диаграмм, плановые отчеты, работа специ­альных комиссий, аттестационные собеседования, рапор­ты, работа редколлегии, использование селекторной свя­зи, демонстрационных стендов и досок, работа комиссии по технике безопасности, совещания с ответственными за соблюдение техники безопасности, использование уста­новленных сигналов, отчеты о деятельности предприятия, содержащие данные социального характера, использова­ние местной телефонной сети, организация приемного вре­мени, ведение статистического учета, использование теле­фонной связи, магнитофонов, видео- и кинотехники, рабо­та комиссии по проблеме рационализации производства, доклады и отчеты, использование внутренней радиосети, работа комиссии по проблемам хозяйственной деятельно­сти предприятия, подготовка и рассылка циркуляров». И этим список коммуникационных возможностей далеко не исчерпывается. Главное, однако, заключается в том, чтобы не превратить эти возможности в дорогу с односто­ронним движением, а использовать их как средство фор­мирования подлинного коммуникационного общения.

Иногда для достижения оптимальной коммуникации тре­буется изменение коммуникационного поведения. Особо­го внимания при этом заслуживает коммуникация путем личного общения, требующая в большинстве случаев спе­циальной подготовки (тренировки). Естественно, что не всякий человек будет тратить время на подобные «пус­тяки», но тот, кто всерьез займется этим, «пусть нере­шительно, но в конечном итоге во благо себе расстанется с прежними стереотипами и по крупицам соберет зерна нужного и желаемого». Абсолютно недопустимо пы­таться преодолевать собственные недостатки «одним ма­хом», уподобляясь плохому актеру, берущемуся за роль, которую он не в состоянии сыграть. В этом случае пове­дение человека будет выглядеть искусственным, наиг­ранным, словно на него надели фальшивую маску. Более того, многими оно будет расценено как притворное или неискреннее. В любом случае это никоим образом не бу­дет способствовать успешному овладению искусством де­ловой коммуникации как функции управления.



« ||| »
В рубриках: Деловой успех

 

Оставьте комментарий

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.